Концепция классного руководителя

Сайт учителя истории и обществознания

МКОУ "СОШ№16" ИМРСК  Посталовой Виктории Владимировны

Концепция системы воспитательной работы классного руководителя

 

     

  

КОНЦЕПЦИЯ

системы воспитательной работы классного руководителя 7-А  класса

Посталовой Виктории Владимировны.

 

"Образованный человек без нравственности,

опаснее необразованного…" 

"Кто успевает в науках, но отстает

в добрых нравах, тот

больше отстает, чем успевает"

(Ян Амос Коменский).

   

Школьная жизнь – это большой калейдоскоп. Светлые праздники сменяются серыми буднями, которые постепенно превращаются в радостные дни.

Школа – мой второй дом, куда я торопливо шагаю каждое утро.

Мне не скучно в школе. Я в ней работаю уже 16 лет. Я классный руководитель 7-А класса. Общий стаж классного руководства – 9 лет. И все эти годы были разные. Я – разная, дети – разные, жизнь – разная. Я всю жизнь учусь, надеясь, что «наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни», хотя процесс обучения и воспитания гораздо сложнее и без сотворчества Учителя и Ученика невозможен.

Концепцию моей воспитательной работы условно можно облечь в формулу из трех фраз: «Сотрудничество, содружество, сотворчество».

Кто из нас не задавал себе вопрос: зачем я живу и что есть среди людей? С ответа на него начинается самосознание, самовоспитание, самосовершенствование, самовыражение. Вот на развитие этих категорий у учащихся и направлена моя работа как классного руководителя.

Цель этой работы мне видится в том, что в результате моих педагогических усилий будет воспитана личность:

- способная самостоятельно строить свою жизнь;

- умеющая взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие;

- стремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает;

- испытывающая гордость за свой поселок, уважение к его истории, культуре;

- обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность судьбе страны.

В связи с этим хочу выделить основные направления в моей работе:

- индивидуальная работа с учащимися с целью создания оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения ее неповторимости и раскрытия ее потенциальных способностей;

- развитие коллектива;

- интеллектуально-познавательная деятельность с целью обогащения представлений об окружающем мире, формирования потребностей в образовании, развития интеллекта;

- патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции, привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного поселка;

- осмысление общественных ценностей;

- пропаганда здорового образа жизни;

- формирование уважительного отношения к труду;

-эстетическое воспитание;

- работа с родителями.

В настоящее время отмечается духовная инертность подрастающего поколения. Скудность интересов, нравственная неразвитость могут оказаться совсем не безобидными и жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше, чем яркость и широта увлечений и богатство души. Именно поэтому мы – педагоги, учителя, воспитатели как представители человеческой культуры – направляем внимание детей на высшие ценности и должны уметь видеть, прочитывать, оценивать, корректировать, обогащать и развивать систему отношений ребенка к миру, «ведь мы всегда в ответе за тех, кого приручили», и если наше разумное, доброе, вечное даст всходы и плоды, то высшей оценкой за наш труд будет являться благодарность воспитанников.

Поэтому одной из главнейших задач своей воспитательной системы считаю развитие и воспитание интеллектуальной личности с высокой нравственностью. А нравственность, думаю, общий предмет всех учителей, всей педагогической команды. Вышеназванная задача неразрывно связана с основой воспитательной системы класса – патриотическим и гражданским воспитанием.

Являясь не просто педагогом-воспитателем, а еще и учителем истории, имею огромные возможности заниматься выполнением данных задач через уроки и во внеурочное время. Совместные походы в библиотеку помогают окунуться в богатейший мир книги – копилку разума, интеллекта, помогают привить любовь к чтению, что очень сложно в наше время, т.к. нынешнее поколение детей – это не книжные, а экранные дети (компьютеры, видео).

Так идет огромная работа души и ума, в ней как бы завязываются узелки на память в результате внутреннего переосмысления  исторических событий, и событий настоящего.

Важное место в воспитательной системе класса отводится общению, которое способствует творческому самовыражению и самореализации учащихся. Для обладания культурой общения организуются:

• традиционные классные праздники "Давайте дружить", "День рождения только раз в году"

• новогодний карнавал

• вечера отдыха

• поездки, экскурсии.

Ученые обращают особое внимание на важность общения ребенка не только с взрослыми, но и с другими детьми. Самое худшее состояние для ребенка – одиночество. В 12-13 лет (а я работаю сейчас именно с таким возрастом) очень важна задача взрослых – обеспечить возможно большее разнообразие благоприятных социальных влияний. Психологи в данном случае особо  подчеркивают бесспорную важность родительского дома в духовном воспитании детей, называя дом «лучшей школой гуманитарных наук для каждого человека». Я считаю, что работа с родителями - это один из важных моментов в работе классного руководителя и стараюсь построить свою педагогическую работу на взаимном сотрудничестве и поддержке.

Мне очень нравится высказывание Л.Н.Толстого о том, что жизнь без нравственного усилия – это сон. Так как человек не может находиться продолжительное время в сонном состоянии, то вне его он занят тем, что удачно и  неудачно пытается взять под свой нравственный контроль собственные чувства, мысли, желания. И я стараюсь затронуть и разбудить самые прекрасные стороны души у своих учеников.

Идут дни, годы. Вот уже XXI век, но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, а задача учителя (значит, и моя задача) – стать им другом, поверить в себя, найти правильную дорогу в жизни.

Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее.

Для становления личности важно осмысление вечных проблем взаимоотношения Человека и Общества, Человека и Природы, категорий Добра и Зла, Истины и Лжи, проблемы Счастья – и Свободы.

Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика "думать хорошо", поступать хорошо, т.е. нравственно. Вывожу не первый план воспитывающую роль школы, ничуть не умаляя ее образовательной функции. Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика. "От гармонии воспитания к осознанной нравственности к гармонически развитой личности".

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»